Обряды, обычаи и запреты древних карел
Необычные для нашего времени обряды, обычаи и запреты проходят через всю жизнь древних карел. Они уникальны и тесно связаны с бытом этого народа, являясь неотъемлемой частью их жизни.
Некоторые обычаи и приметы частично дошли и до наших дней. Соприкоснувшись с миром древних карел, намного проще будет понять их глубокую и значимую суть.
В первую очередь, эти ритуалы были связаны с охотой, рыболовством, земледелием, животноводством, а также с различными домашними ремеслами. Каждое из этих занятий сопровождалось особыми приметами и запретами.
ЖИВОТНОВОДСТВО:
- Первый выгул скота совершался 23 апреля по старому стилю – в день Егория. В этот день хозяйка дома или дети с колоколом (Боталом) на шее трижды обходили дом, "приглашая коровушек к лету», затем надевали колокол на шею коровы, чтобы уберечь животное от всего плохого.
На следующий день хозяйка выводила корову в шерстяных рукавицах через порог, под которой уже лежала кочерга, заранее подготовленная. Вслед кидали вербы. Корову кормили лепешкой и произносили специальный заговор.
"Святой Егорий - кормилец!
Впусти коров в лес,
Зверей привяжи железной сбруей,
Медными обручами"
- Выгнав коров в лес, пастухи обращались к "хозяину леса" - "лесовику" с "просьбой" уберечь стадо от потравы зверями и оставляли на пеньке угощенье - обычно домашнюю выпечку или щепотку табаку.
- После заката солнца молоко запрещалось отдавать.
- Входя в дом после дойки, хозяйка здоровается с присутствующими после того, как вымоет руки.
- Когда утром хозяйка гонит скот в лес – со встречными не здоровается.
- В хлеву тоже был свой дух – «дворовой». В случае болезни скота ему готовилось угощение и оставлялось в дальнем углу. Хозяйка не имела права входить в хлев босиком и без платка, иначе дворовый мог "обидеться" и наказать скотину.
РЫБОЛОВСТВО:
У рыбаков был свой покровитель – святой Петр.
Его всегда «приглашали» на свежую, только что приготовленную уху.
«Петр святой, кормилец рыбы,
Рыбий бог краев карельских,
Подплывай с уловом славным,
Пригони плечами рыбу
Лишь к моим сетям хорошим,
Лишь к моим снастям рыбацким.
Миновав соседей сети,
Обойдя соседей снасти,
Скройся черным духом в море.
Поднимись виденьем белым».
- Особо почиталась щука. Голову от нее никогда не выкидывали, а использовали в качестве оберега. Её сушили с открытой челюстью и потом вешали над порогом или «навстречу» порогу. Открытая с острыми зубами челюсть отгоняла все «нехорошее» и «нечистое» от приходящих, оставляя это все за порогом, да и «нечистой» силе вход был тоже воспрещен таким оберегом.
- Удачен ли будет рыболовный сезон, предсказывали и по погоде, но в определенные дни (Масленица и Пасха).Если дул северный ветер – удачи не жди. В ветреную погоду и неполную луну никогда не изготавливались снасти.
- Удилища было принято лучше изготавливать из рябинового, черемухового и березового дерева, а ольховое и можжевеловое - отпугивало рыбу.
- В водоемах был свой хозяин – водяной. Лов нельзя было начинать, не обратившись к «духу воды». В воду кидалось «угощение», например, щепотку табака.
- На вопрос, каков улов, карелы отвечали всегда уклончиво, "чтобы не сглазить".
- К изготовлению рыболовных изделий женщин не допускали. Сами рыбаки вязали варежку из шерсти для тяги невода.
ОХОТА:
- В лесу у карелов жил лесовик. Его очень боялись и уважали, поэтому всячески пытались «задобрить».
- Охотиться можно было только в условное время. Убивать самку с детенышами не разрешалось. Карелы заботились не только о своем настоящем дне, но и о будущем.
ЗЕМЛЕДЕЛИЕ:
- Карелы начинали посев на новолуние ("нановцов").Считалось, что прибыль луны сулит в будущем прибыль урожая.
- Перед распашкой поля хозяин вставал на колени, молился об урожае в сторону церкви, часовни или просто на восток. Первым по традиции высевался всегда овес. Говорили: "Сей в грязь-будешь князь".
- В поле сеять выезжали до зари и обязательно натощак, чтобы "разжалобить землю-матушку". Ночью высевалась и местная гречиха (от сглаза). Сеялась она на тощих неудобренных почвах, считали, что на хорошей земле гречиха не вызреет.
- При запахивании семян репы на поле закапывали в землю хворостину, которой погоняли лошадь, чтобы "заяц репу не грыз".
- Трудовым приветствием при пахоте поля было следующее: "Помогай бог! Чтоб хлеб о межу рос".
- После посева детям не разрешалось прыгать на доске положенной через чурбан и качаться на качелях, видимо с представлением карелов о беременности земли после посева.
- Особое значение придавалось первым трем сжатым "пясточкам" колосков. Из них сплетали "вязево" - жгут для обвязывания снопов, и затыкали его за пояс, чтобы не болела спина. Верили, что магическая сила колосков сохранялась и после жатвы.
- Это «вязево» помогало и в других случаях:Если в доме заводились клопы, то хозяйка приносила колоски в дом, садилась на лавку и хлыстала себя по гениталиям с приговором. Считалось, что «вязево» приобретало силу от женских гениталий. Карелы говорили, что женщина, задрав подол, может испугать даже медведя! После обряда «вязево» вешалось на стенку.
- Из зерна первых сжатых снопов хозяйки пекли хлеб, стараясь сделать корку гладкой, "чтобы дальше все шло гладко».
- На последней полоске всегда оставляли несжатыми несколько колосков. Их завивали и пригнетали к земле камнем, чтобы вернуть силу полю.
- Уборку огородных культур старались закончить до воздвиженья, так как считалось, что природа к этому времени умирает: "На воздвиженье всяка тварь в землю пихается, мать-земля слезами умывается".
- Интересной была уборка репы. На поле устраивалась земляная печь, в которой готовили общее угощение - "большую пару" для работающих, включая соседей. Возможно, это отголосок карельской традиции "репного праздника".
- С установлением санного пути - начинался массовый обмолот зерна. Молотили всегда ночью, с 4 часов до восхода солнца. Работа цепами производилась только в темное время суток. Считалось, что нарушителю запрета или работающему в праздник овинник (дух - хозяин риги) может сломать шею.
СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ:
- В прошлом, карельская девушка выходила замуж рано - из-за боязни остаться в деревне старой девой. В конце XIX века возраст жениха колебался от 20 до 30 лет, а невесты - от 17 до 26 лет.
- Знакомство молодых происходило чаще в зимнее время на молодежных праздничных игрищах, в свободное от сельскохозяйственных работ время. На таких праздниках молодежь присматривалась друг к другу и выбирала – будущего мужа, будущую жену.
- Прежде, чем отправить дочь в гости, мать, завязав одежду дочери в узел, вместе с нею должна была трижды обойти стол в избе и при этом говорить заклинание:
«Как этот стол на виду,
Так и раба божья (имя )
Была бы на виду».
- Затем мать подходила к двери, передавала дочери узел с одеждой, широко расставляла ноги, упираясь в косяк двери, и заставляла дочь проползти между ног, чтобы на празднике ее не сглазили. Чтобы на гулянье девушка пользовалась успехом, надо было в крещенье (19 января) первой сходить за водой и ею умыть лицо после заклинания.
- Часто в ход шли привораживающие заклинания:
«Вот возьму воды любовной
И спрошу у водяного:
«Кто такой здесь дух любовный,
Кто склонил любовь девицы?
Подниму любовь девицы выше
Всех других любовей,
Пусть не спит в сырой землице,
Женихов зову к девице»
- Если девушка давала парню залог выйти за него замуж, то в предсвадебный период жених получал благословение на совете родственников. На этом же совете обсуждались и личные качества невесты и экономическое положение ее родителей, выбирали сватов.
- Первым сватом назначался родственник или просто уважаемый в деревне человек, умеющий колдовать, знахарь. Важную роль в сватовстве и на свадьбе играли женщины сваха со стороны жениха и плачея со стороны невесты.
- Предложение сватов обсуждалось на совете родственников невесты. Его решение считалось обязательным для девушки. Но несмотря на это случаи насильственной выдачи замуж у карел были редки.
- Просватанная девушка совершала прощальный обход своей родни, которая одаривала ее подарками, посещала могилы родственников.
- Карельский свадебный ритуал насыщен религиозно-магическими обрядами, среди которых преобладают предохранительные, сберегательные действия. Жизнь карел была сложна, из-за сурового климата, из-за тяжелой работы, поэтому они нуждались в оберегах и различных магических заклинаниях.
- Знахарь с ольховым посохом трижды обходил вокруг жениха и невесты или даже вокруг всего свадебного поезда. При этом он чертил каким-нибудь «железом» (топором или косой) по земле, делал железом и горящими лучинами крестообразные движения в воздухе и приговаривал соответствующие заговоры и заклинания.
- На свадьбе все должны были иметь при себе обереги: иголки с обломанными ушками, острые металлические предметы, кости и зубы медведя, различные камешки… Это оберегало весь свадебный ритуал от «нечистой силы».
- Были и личные обереги: специальные пояса с ладанками, медвежьими и щучьими зубами. Подобные обереги новобрачные должны были носить при себе от 3 до 9 дней, но нередко держали до 6 недель.
- Свадебный поезд на всем пути также охраняли от злых духов. Старики говорили: «Огни зажигали и стреляли, чтобы зло убежало прочь. Оно, это зло, бежит впереди лошадей». Что за огонь жгли? По обеим сторонам дороги, по которой двигался свадебный поезд, разжигали костры, жгли снопы соломы, старые берестяные кошели. Нередко поезд должен был проходить или проезжать прямо через огонь.
- При встрече молодых мать жениха выходила в вывернутой наизнанку шубе на крыльцо дома и осыпала их зерном ячменя. При этом приговаривала: «Не жито сею, счастье сею».
- Во время свадьбы молодых осыпают зерном - этот обряд способствует плодородию, благополучию, всеобщему счастью и богатству новобрачных.
- Часть приданого девушка готовила своими руками: ткала, вышивала, вязала полотенца, салфетки, скатерти. Перед свадьбой она должна была украсить дом будущего мужа полотенцами, сделанными лично ею. Иногда их было так много, что мать передавала полотенца своей дочери к свадьбе.
- Кроме того, полотенца играли и магическую роль. Едва переступив порог избы мужа, молодая жена бросала за печь и на печь заранее приготовленные монетки, чтобы «купить» себе место в этой избе, а хозяину и хозяйке преподносила полотенца.
- Одним из главных действующих лиц на свадьбе была плакальщица. Она сопровождала невесту, исполняя плачи от имени невесты, и от имени других участников свадьбы. Особенно насыщена плачами первая половина свадьбы. Предсвадебная баня, прощание с родными в своем доме, прощание с подругами, расплетание косы (девушка носила одну косу, а женщина - две) – все эти действия сопровождались плачами.
- Число свадебных песен доходит до 50-ти. Плакальщицы должны обладать хорошей памятью, а ведь они были обыкновенными деревенскими женщинами, занимавшимися обычным крестьянским трудом. И никакой специальной платы за участие в свадебных церемониях не получали.
Колдунами на свадьбе тоже были обыкновенные крестьяне (профессиональных колдунов у карел не было), но это были люди пожилого возраста, глубоко усвоившие доставшиеся от предков наблюдения, обладавшие даром внушения и сами верившие в свое могущество, как верили в него окружающие.
- Еще до появления ребенка, карелы заботились о его здоровье и благополучии:
Беременной женщине запрещалось стричь волосы, чтобы не укоротила жизнь своему ребенку. Ни в коем случае ей нельзя было смотреть в зеркало, иначе ребенок родится некрасивым. Нельзя было посещать кладбище, смотреть на похоронную процессию, чтобы ребенок не родился мертвым; нельзя носить грязное платье, чтобы ребенок не стал неряхой. : не ходить в лес одной - можно напугаться, не ссориться ни с кем, не смотреть, как забивают скот можно получить нервное потрясение, не стричь овец - овца может ударить ногой, и произойдет несчастье. Незадолго до родов будущая мать расплетала левую косу и несколько дней ходила с наполовину распущенными волосами, спрятанными под головной убор. В эти дни примерялся также один из главных оберегов - пояс: как мужской, так и женский.
- Роды проходили тайно, обычно в бане или в хлеву, заранее устланном соломой. В деревне о рождении ребенка узнавали по занавешенному окну, которое в течение трех недель не открывалось.
- Для того, чтобы родился следующем мальчик - новорожденного заворачивали в рубаху отца и наоборот.
- Магическим было и первое купание малыша.Чтобы ребенок лучше рос, в воду прибавляли серу и пепел, 3 серебряные монеты, чтобы был богатым; 3 шляпки от железных гвоздей, чтобы рос упитанным и здоровым. Вода не должна быть нагрета на прямом огне, чтобы не вырос злым.
- Для оберега от дурного глаза ребенку в люльку клали голик от веника, которым малыша первый раз парили в бане, и железный предмет: девочке - ножницы, мальчику - нож, туда же клали медвежий коготь или зуб, перо с капелькой ртути («живым серебром»), заткнутое ячменным зерном.
- Ребенок рос, его обязательно крестили, причем чаще дома, чем в церкви. У каждого были крестный отец и мать. Карелы, как и многие другие народы, большое значение придавали воде, как очищающей магической силе.
- Очень часто знахарки спасали детей от сглаза, прочитав над ними заговор.
ПОХОРОННЫЙ ОБРЯД:
- Смерть человека была важным событием в жизни карел. С особым вниманием и трепетом подходили они к обрядам и похоронным ритуалам. Узнав, что в деревне находится человек при смерти, все односельчане сходились к нему, независимо от времени суток.
- Для облегчения «ухода» умирающего, на одежде развязывали все узлы, расстегивали пуговицы, женщине распускали косы, проверяли, чтобы ничего не было скрученного. Так же пришедшим к умирающему нельзя было держать руки крест на крест и ноги
- В доме открывали вьюшку в печи или окно, а иногда и дверь, чтобы душа могла беспрепятственно покинуть дом.
- Иногда поблизости от умирающего ставили чашку или стакан с водой, чтобы душа, выйдя из тела, могла сразу же обмыться. Вода в чашке должна колыхнуться, когда отлетевшая душа коснется ее.
- Важно было выпросить у умирающего прощение за все невзгоды и обиды. Если человек не успевал, то выпрашивал прощение у умершего.
- В доме открывали вьюшку в печи или окно, а иногда и дверь, чтобы душа могла беспрепятственно покинуть дом.
- В доме соблюдали тишину. Не гремели, не разговаривали, даже не плакали, считалось, что слезу в другом мире превратятся в искры и будут жечь человека.
- Если человек «уходил» тяжело, то кто-нибудь забирался на чердак и громко стучал над местом, где лежит умирающий. Душа должна была испугаться и быстрее покинуть тело мученика.
- Заранее сжигались недоделанные ручные работы, поделки и рукоделия умирающего, чтобы не оставалась в суетном мире никаких незаконченные дела.
- Полагалось сразу после кончины покрыть рот умершего лоскутом белой ткани, чтобы злой дух не успел проникнуть в тело, иначе покойник будет выходить из могилы и вредить людям.
- Обмывали и одевали покойного 2-3 человека. Считалось, участие в этом обряде полезно для самих мойщиц. Во многих местах считалось, что вода после обмывания покойного обладает магическими свойствами: например, для избавления коров и телят от насекомых паразитов, для оберегания коровы от медведей.
- После обмывания сжигали все вещи, с которыми соприкасался покойник. как считалось, что к ним могло пристать «калма» - смерть, могила, неизлечимая болезнь.
- Одежду для покойного шили заранее или после смерти. Шили одинарной ниткой без узелков, потому что так умерший мог быстрее сбросить старую одежду и получить новую в «новом» мире. Обувь надевали часто шитую прямо по ноге покойного из холста или кожи. Когда надевали сапоги и башмаки, то вытаскивали железные гвозди, отрезали каблуки, чтобы посещая свой дом, покойный ходил неслышно. В течение трех дней было принято держать покойного в избе. Его нельзя было оставлять одного, чтобы не вселился в него злой дух. Считалось, что каждый человек на своем веку должен провести не менее трех ночей возле трех покойников, чтобы в загробном мире он мог попасть в «царствие небесное».
- Все три дня покойного приглашали к столу, когда садились завтракать, обедать или ужинать. В современной традиции это проявляется в «подношении» еды к покойнику. (оставляют на столе рядом)
- Очень ответственным делом считалось изготовление гроба, креста. Очень давно гроб изготавливали из толстого соснового бревна; на гроб шли также готовые доски с потолка сеней или сарая или избы. В гробу делаюсь маленькое окошечко «хотя бы петушиный глазок», - чтобы умерший «видал», как живется его сородичам (в правой стенке, около глаз).
- Вместе с гробом делали и намогильный деревянный крест; его обычно сверху накрывали двумя дощечками «домиком», делая как бы «дом для покойного».
- Могилу копали заранее утром до похорон и охраняли от злых духов.
- Хоронили до полудня, чтобы покойник пребывал в «свете», а не в вечной «тьме».
- При выносе гроба, чтобы покойник не мог вернуться в дом и забрать с собой родственников, сразу же на место гроба клали какой-нибудь железный предмет (ухват, кочерга). Этот предмет преграждал дорогу в дом. После тщательно мыли помещение и окуривали можжевеловым дымом, чтобы изгнать из дома «калму» (смерть).
- Выносили покойника ногами вперед, чтобы не нашел дорогу домой, несколько раз гроб опускали, чтобы покойник мог проститься с домом, со двором. На улице также останавливались перед домами друзей и родственников. Похоронную процессию провожали почти все жители деревни. В домах, мимо которых проносили гроб, клали на подоконники железные предметы, чтобы отгородить себя от смерти, чтобы покойник не зашел в дом. Оставшиеся в домах не должны были смотреть на процессию из окна.
- Везли покойного на повозке с лошадью. К повозке привязывалось полотенце по которому остальные узнавали траурную процессию и сворачивали от нее с дороги.
- Это полотенце обвязывали вокруг креста. Иногда его привязывали к стволу ближайшего дерева (подношение покойному родичу или как «утиральники покойников».
- До сих пор широко бытует обычай опускать гроб в могилу с помощью полотенец, так как полотенце поможет покойнику перебраться на том свете через реку мертвых. Эти полотенца и куски ткани обычно дарили тем, кто опускал гроб или отдавали беднякам. Могилу выкупали – бросали в нее медные монеты.
- После похорон, уходя с кладбища, тщательно счищали землю с ног, чтобы не пристала «калма». Считалось, что очиститься от «калмы» помогает очаг, поэтому каждый из участников похорон, возвратившись с кладбища в дом умершего, троекратно (ладонями и тыльной стороной кисти) прикладывали руки к печи; заглядывали в подпол или подпечь, приговаривая: «Как эта темень исчезает, так и ты исчезни из моего сердца, из моей головы». Таким образом стремились избавиться от мысли об умершем родственнике, чтобы меньше тосковать по нему.
- После похорон устраивались поминальные трапезы: сразу по приходу с кладбища, на 9 и сороковой дни, а также в день первой годовщины со дня смерти. Говорили, что после сорока дней умерший окончательно переходит в загробный мир.
- Перед тем, как идти на кладбище в сороковой день, в избе развешивали полотенца на гвоздях или на специально воткнутых в стену спицах. Полотенец было много, чтобы духи покойных родственников могли разместиться на них.
- Как и на свадьбе, на похоронах была своя плакальщица. С их помощью родственники умершего выражали свое горе, свои переживания по поводу потери близкого человека, вечной разлуки с ним.
Как мы видим, жизнь древних карел тесным образом переплеталась с таинственным миром потусторонних сил. Существовали свои каноны, запреты, табу, обряды и обычаи. Каждый ритуал тесно был связан с бытом народа. Их чтили, уважали и с почтением выполняли.
Фото: Надежда Тиккоева