В 2009 году природой Карелии на берегу Ладожского озера был оставлен шикарный подарок Республике – часть старинного корабля.
Несколько дней на озере бушевал сильный шторм, когда стихия утихла, местные рыбаки прибрежного города Олонецувидели чудо – на берегу лежали крупные обломки старинного корабля.
Новость с огромной скоростью разлетелась по округе. Жители с огромным интересом рассматривали удивительную находку.
Вскоре прибыли ученые и принялись к тщательному осмотру и изучению исторического объекта.
Выяснилось, что длина судна, сделанного полностью из сосны, составляет 30 метров, а ширина около 7 метров, причем 15 метров составляет носовая часть корабля, которая очень хорошо сохранилась. Осадка «ладожской ладьи» 2-3 метра, что означает, что оно предназначалось для хождения по небольшим глубинам.
Виктор Дмитриев, руководитель морского историко-культурного центра г. Петрозаводска: «Это не военный корабль. Была версия такая, что как будто бы фрегат здесь. Но это не военный корабль. Жалко, что у него что-то повыпиливали уже здесь, успели немножко судно разорить. Но находка очень интересная. Не так часто Ладога выбрасывает на берег оставшиеся на дне корабли. Корабль пришел из прошлого».
Ученые приблизительно определили возраст находки – более 150 лет. Огромные балки корабля тесаны вручную топором и скреплены коваными четырехгранными гвоздями. Шпангоуты (деревянный или металлический поперечный элемент жёсткости обшивки корпуса корабля) местами обуглены, в старые времена это делалось специально, обжигали, чтобы избавиться от коры.
Был при корабле и якорь старого времени – мешок с камнями и берестой, но его уже успешно унесли коллекционеры древностей, так как судно пролежало целый год на берегу, в ожидании решения реставрации.
История происхождения судна интересна: в начале 18 века на берегу Ладожского озера стояла Олонецкая судостроительная верфь. Это судно, возможно, и было там изготовлено.
Сначала исследователи предполагали, что это мог быть военный корабль петровской эпохи, но позже было доказано, что это торговое судно, перевозившее разнообразные грузы.
Наталья Николаева, директор Олонецкого национального музея карелов-ливвиков им. Н. Г. Прилукина: «Это уникальная находка. И хотя это только часть судна, тем не менее оно непосредственно связано с историей нашего города. А этот год юбилейный. В 1649 году здесь была построена на этой территории Олонецкая крепость для того, чтобы оборонять границы Российского государства от шведских набегов».
Сейчас корабль находится на реконструкции. Осенью 2010 года «ладожское чудо» разобрали итальянские специалисты, чтобы перевезти на новое место для полного исследования и восстановления.
Из последних данных:
Экспертиза найденных фрагментов корабля показала, что судно построено на одной из частных верфей в последней четверти XIX века (не ранее 1874г.). Ладожский галиот (парусное двухмачтовое судно водоизмещением 200-300 т., используемое для посыльной и транспортной службы) использовался в качестве грузового судна. Памятник рекомендован зкспертами для включения в состав Музейного фонда Росиской Федерации.