Четверг, 06 Июнь 2013 22:47

ПЕТРОВ ДЕНЬ

В Карелии день святых апостолов Петра и Павла раньше отмечали с особым размахом.  Издавна этот праздник считался одним из главных в Петрозаводске.


В народе его величали просто – Петров день, и приходился он на середину лета – 12 июля.
Православный праздник посвящается памяти двух апостолов – Петра и Павла.
Именно они повсеместно считаются первыми проповедниками христианской веры.

 

Петров день в Карелии

 

 

Петр (Симон) был первым учеником Иисуса Христа. Именно ему предстоял важный шаг – основание церкви: «И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее» (Евангелие от Матфея 16:18). После смерти учителя Петр стал проповедовать новую веру и возглавил христианскую общину. Легенда гласит, что апостол стал первым епископом вселенской (римско-католической) церкви. Когда же начались всеобщие гонения эпохи Нерона, Петр был распят на кресте вниз головой.

Павел (Савл) изначально сам был гонителем христианства. Но однажды, услышав глас Божий с неба, ослеп. Через три дня с возвращением зрения свершилось и духовное прозрение. Павел принял христианский взгляд на мир. Апостол посещал разные уголки Римской империи с проповедями во славу христианского учения с основной идеей спасения человеческой души. Это сыграло большую роль в распространении религии по всему миру среди разных народов. Павел принял мученическую смерть по приказу императора Нерона – был усечен мечом.


"Хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно".
День святых апостолов чаще именуют в честь одного – Петра, он считается наиболее почитаемым на русской земле.  В сказаниях ему принадлежат ключи от врат Царства Небесного, апостол открывает и закрывает врата рая. По другим источникам и Петр, и Павел являются хранителями ключей от врат и рая, и ада.

 

Петров день в Карелии

 


В Петрозаводске на Петров день начинались большие народные гуляния. Приезжали крестьяне из окрестных сел и деревень. Открывалась большая ярмарка на городской пристани и набережной. В Петропавловском храме служилась литургия, которую служил архиерей вместе с городским духовенством. По окончании литургии совершался крестный ход вокруг собора с иконами, свечами и молебнами.

 

Широкие гуляния на Петров день в Петрозаводске

 


Петров день особенно ждали рыбаки. Именно святому Петру в этот день посвящались молитвы о хорошем улове, удачной рыбалке, достойном промысле на весь год.
По обычаю в Петров день все рыбаки собирали «Петру-рыболову на мирскую свечу», которую ставили в церкви перед его образом.
На рыбалке в этот день апостола Петра приглашали на уху (праздник часто называли «рыбацким» или «ловецким»). В деревнях с рыболовецким промыслом устраивались широкие гуляния с вкусными рыбными яствами.

 

Рыбаки

 


В народном календаре 12 июля считался календарной границей года, после него природа готовилась к осени. После этого дня не заготавливались веники для бани, не собирались трав для лечебного дела. Очень часто молодежь уходила за деревню и «караулило» солнце, разжигая костры. Считалось, что в Петров день оно переливается разными цветами.

 

широкие гуляния


Молодежные гуляния тоже были неотъемлемой частью праздника. Они начинались с вечера, продолжались в течение одного-двух дней. Песни, игры, пляски, шутки – в этот день юноши и девушки могли чудить и бесчинствовать. Бегая по деревне с шумом, гамом, грохотом, криком, танцами, они перегораживали улицы, залезали в огороды и уносили урожай, прятали сани, телеги, кадушки, устанавливали качели, заваливали двери, окна, ворота. В этот день юноши и девушки присматривались друг к другу.

Петров день открывал сенокосный сезон.
«Всякий, кто дорос – спешит на сенокос».


«На Петров день дождь - урожай не худой; два дождя - хороший; а три - урожай богатый».
«Петр-Павел жару прибавил».
«Соловей поет до Петрова дня».
«С Петрова дня кукушка перестает куковать».


Накануне праздничного богослужения в Петропавловском соборе г. Петрозаводска совершалась панихида по императору Петру Великому, по чертежам которого (из разных источников) и была построена церковь во имя святых мучеников.

 

Петров день в Карелии

 


День памяти святых апостолов  тесно вошел в культуру народа Северного края. Несмотря на то, что прошло уже довольно много времени, отголоски  событий тех лет мы находим и в наше время.

 

 

Рыбалка в Карелии

 

 

Петров-день и Петровская ярмарка в Петрозаводске // Олонецкие губернские ведомости. 1853. № 30, 31.

Петровъ-день и Петровская ярмарка
въ Петрозаводск?

 

 

 Петровки, или Петровъ-день, издревле важны были у Русскихъ въ отношенiяхъ хозяйственномъ, юридическомъ, религiозномъ и ми?ическомъ.

Въ сельскомъ и городскомъ быту они сопровождались л?тними полевыми работами: с?нокосомъ, унавоживанiемъ полей и пр. «Съ Петрова-дни красное л?то, зеленой покосъ», говоритъ старинная пословица, и начинаются жары.

Петровъ-день былъ срокомъ суда и взноса дани и пошлинъ; грамоты XV и XVI в?ка говорятъ о дани Петровской. Стоглавъ свид?тельствуетъ, что въ Москв?, въ понед?льникъ Петрова поста, ходили въ Наливки на б?совскiя пот?хи. Нейгерблеръ и Олеарiй оставили намъ описанiя Петровскихъ игрищъ того времени; они говорятъ, что около Петрова-дня народъ Русскiй веселился н?сколько нед?ль; качались на качеляхъ, п?ли особенныя п?сни, водили хороводы и разныя игры.


Подобныя гулянья продолжаются до нын?, особенно въ сельскомъ быту. Въ н?которыхъ губернiяхъ поселяне свечера выходятъ въ поле караулить солнце, которое въ Петровъ-день играетъ, какъ и въ Св?тлое вскресенiе. Едва покажутся первые лучи, начинаютъ п?ть: «Ой Ладо! ой Ладо!» и пр. Безъ сомн?нiя, съ этимъ праздникомъ соединены у простаго народа обряды и обычаи, носящiе на себ? печать древняго быта и древнихъ пов?рiй, предшествовавшихъ эпох? Русскаго христiанства и посл?довавшихъ за нею. При переход? отъ весны къ л?ту, онъ бол?е женскiй, нежели мужской, и по видимому, въ честь солнца, боготворимаго подъ именемъ Купала или Ладо.
Въ этотъ праздникъ по м?стамъ бываютъ торги и ярмарки; древность учрежденiя ихъ на это время восходитъ до XVI в?ка, въ которомъ изв?стны были «Петровскiе торги».


Петровъ-день – приходскiй праздникъ Петрозаводска; древность установленiя его, конечно, относится ко времени устройства зд?сь первыхъ заводовъ Императоромъ Петромъ Великимъ.

Въ 1703 году, во второе пос?щенiе Безсмертнымъ Государемъ Олонецкаго края, устроенъ былъ зд?сь дворецъ, со вс?ми принадлежностями для житья, существовавшiй бол?е стол?тiя, и создана церковь во имя Святыхъ Первоверховныхъ Апостоловъ Петра и Павла, съ тремя прид?лами, существующая и нын? почти въ первоначальномъ своемъ вид?.

Церковь эта, строенная, какъ говоритъ преданiе, по плану самаго Государя, есть памятникъ перваго похода Петрова по нашему краю. Главный престолъ устроенъ по тезоименитству самаго Государя Петра Великаго. Другiе два прид?ла на хорахъ: первый во имя Алексiя челов?ка Божiя, второй во имя Св. Благов?рнаго Князя Александра Невскаго. Полагаютъ, что сiи прид?лы устроены, одинъ – для тезоименитства Царевича Алексiя Петровича, который былъ въ первый походъ чрезъ зд?шнiй край подъ кр?пость Ор?шекъ, другой – въ признательность Александру Меньшикову, принимавшему участiе въ томъ же поход? и бывшему начальникомъ Олонецкой верьфи, сл?довательно и тогдашнихъ заводовъ, такъ-какъ вначал? оба сiи заведенiя находились подъ однимъ управленiемъ. Говорятъ, что самые Петровскiе заводы тогда были отданы во влад?нiе Князю Меньшикову.


Видъ Петровской церкви пирамидальный, восьмиугольный, въ н?сколько ярусовъ, съ высокимъ шпицемъ, обитымъ желтою жестью. Съ наружной стороны по ярусамъ прежде устроены были л?стницы. Есть преданiе, что всходы сiи служили для Петра въ род? обсерваторiи.

Церковь эта отъ времени обветшала, и потому въ посл?днiе годы исходатайствована довольно-значительная сумма на ея исправленiе. Работы начаты въ прошлом 1852 году: снаружи церковь уже общекотурена и по ярусамъ сд?лана новая жел?зная крыша; теперь работы производятся внутри.

Въ Петровской церкви донын? находится много живописныхъ иконъ тогдашней Петровской школы, особенно въ прид?лахъ на хорахъ. Пять иконъ на холст? въ главномъ храм?, самыя видныя, перенесены, говорятъ, изъ походной церкви Петровой, которая стояла въ саду, Имъ устроенномъ, надъ большимъ камнемъ, который донын? находится на прежнемъ м?ст? и прежде былъ обнесенъ бес?дкою, недавно уничтоженною. Несомн?нно того же времени и икона Вознесенiя Господня, стоящая въ олтар? на горнемъ м?ст?.

Преданiе ничего не сохранило о празднованiи этаго дня во время Петрово; сопровождалось ли оно какими либо особенными обрядами и обычаями прежде, не изв?стно. Знаемъ только, что до учрежденiя зд?сь Епархiи, народное гулянье начиналось на канун? праздника и всю ночь и сл?дующiй день продолжались хороводы и игрища.

Въ настоящее время Петровскiй праздникъ по зд?шнему м?сту бываетъ очень многолюденъ, не смотря на незначительность бывающей тогда въ город? ярмарки, обороты которой въ прошломъ 1852 году простирались въ привоз?товаровъ и разныхъ сельскихъ произведенiй до 2800 р. и въ продаж? около 800 или 900 р. сер.; за нын?шнiй годъ мы еще не им?емъ св?д?нiй. На этотъ праздникъ, обыкновенно, собираются крестьяне изъ окрестныхъ селенiй, верстъ за 80-ть и дал?е отъ города, для продажи сельскихъ произведенiй или для домашнихъ покупокъ на ярмарк?, преимущественно хл?ба, – бол?е же всего для гулянья.

Крестьяне, большею частiю съ?зжаются на канун? праздника. Посл? об?да начинается гулянье; отъ гостиннаго двора до общественной пристани улица покрывается толпами народа.

Зд?сь вы встр?тите нацiональные праздничные наряды зд?шнихъ крестьянокъ – штофные и парчевые сарафаны, бархатные повойники, кокошники вынизанные жемчугомъ или бусами, ленты обшитые гасами или позументами; по большей части у д?вушекъ красные башмаки и длинные зеленой нанки перчатки.

Нер?дко покажется въ толп? богатая поселянка въ жемчужной коронк? – нарядъ старинный и чрезвычайно красиво гармонирующiй съ русскимъ штофнымъ сарафаномъ, съ короткими рукавами б?лой кисейной рубашки и съ душегр?йкою  красиво охватывающею станъ д?вушки.

Зд?шнiй народъ, особенно женщины, отличаются вообще щегольствомъ своихъ нарядовъ, въ сравненiи съ жителями весьма многихъ другихъ губернiй. Поселянки гуляютъ вм?ст? съ горожанками, у которыхъ гостятъ.

Прежде, въ старинные годы, какъ мы сказали уже, всю ночь на Петровъ-день, продолжалось гулянье и игрища, которыхъ теперь уже не бываетъ на канун? праздника. Вечеромъ большая часть народа собирается въ Ка?едральный Соборъ ко всенощной; утро самаго праздника до полудня также посвящено преимущественно молитвамъ во храм? Божiемъ. Посл? об?да снова начинается гулянье и продолжается до самаго вечера; толпы бываютъ многочисленны; противъ гостиннаго двора начинаются хороводы.

Но въ этотъ день, народъ гуляетъ, сверхъ того, въ общественномъ саду, гд? въ прекрасно-устроенномъ павильон? играетъ музыка. Съ наступленiемъ вечера большая часть деревенскихъ гостей начинаетъ разъ?зжаться и заливъ Онежскаго озера покрывается множествомъ лодокъ, ?дущихъ по разнымъ направленiямъ от городскаго праздника въ свои селенiя, гд? съ этаго времяни начинаются с?нокосы и другiя полевыя л?тнiя работы. Но улицы города пуст?ютъ не ран?е полуночи.


Торговля зд?шнихъ крестьянъ на Петровской ярмарк? весьма незначительна, и обнаруживаетъ только скудость сельской производительности зд?шняго края. Серпы, косы, грабли, точила изъ песчаника и н?которыя простыя домашнiя изд?лiя, выд?ланныя кожи, масло коровье, сушеная и соленая озерная и р?чная рыба – вотъ все, что мы встр?тили изъ м?стныхъ сельскихъ произведенiй на посл?дней зд?шней ярмарк?.

Д?ятельность ярмарочная сосредоточивается на пристани, такъ-какъ большая часть предметовъ привозится и продается на лодкахъ.

Сумма ярмарочныхъ оборотовъ увеличивается отъ привозимаго сюда на вольную продажу изъ Вытегры и другихъ м?стъ хл?ба, который въ это время закупается преимущественно сельскими жителями, по недостатку у большей части изъ нихъ собственнаго хл?ба на годовое продовольствiе.

Въ нын?шнемъ году привознаго хл?ба небыло и крестьяне закупали его у м?стныхъ купцовъ. Ц?на хл?ба доходила до 16 р. 80 к. асс. за куль (на сер. 4 р. 80 к.). Сухiя щуки, язи, лещи продавались по 2 р., 2 р. 40 к. и до 3 р. сер. за пудъ; корешка по 30 к. и 40 к. сер. за четверикъ; масло коровье по 17 к. сер. за фунтъ. – Краснымъ товаромъ торгуютъ тоже м?стные торговцы, или торгующiе крестьяне; балагановъ съ этимъ товаромъ открывается мало; гораздо бол?е ихъ со сбитнемъ и расписными пряниками, которыми лакомится нашъ простой народъ.

Жители Петрозаводска вообще сами большiе охотники до загородныхъ прогулокъ. Близость селенiй и деревенская свобода привлекаютъ ихъ не только на вс? окрестные приходскiе праздники, но и въ другiе дни – подышать сельскимъ воздухомъ, погостить у знакомыхъ поселянъ. Въ свою очередь они расплачиваются съ деревенскими знакомцами за хл?босольство – приличнымъ угощенiемъ на своемъ городскомъ праздник? въ Петровъ день.

Петрозаводскъ.
1853 г.

Похожие материалы (по тегу)

Другие материалы в этой категории: Как зовут карельского Деда Мороза? »
Координаторы "Карьялан.ру":
E-mail: contact@karjalan.ru
Телефон: +79114217813
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на karjalan.ru обязательна
Copyright © Карьялан 2006 - 2013