Давайте вместе поднимемся по лестнице величавого карельского дома и заглянем внутрь избы.
Уже поднимаясь, мы заметим три необычных двери:
- одна в хлев (специальное помещение для крупных домашних животных: крупный рогатый скот, овцы, свиньи, козы…)
- другая в клеть (кладовая, боковая холодная комната; зимой в ней хранятся съестные припасы, а летом в ней можно было жить)
- третья в избу (называлась отапливаемой клетью, главная комната дома, где непосредственно постоянно жили хозяева).
Обычно порог в избу делали высокий, чтобы всякая «нечистая сила» не могла пройти внутрь, чтобы все «недобрые» мысли и помысли посетителей оставались тоже «за порогом». Часто при строительстве в порог забивали гвоздь, как некий «оберег» от всего плохого. На порог нельзя было наступать – считалось плохой приметой, это была невидимая граница, которая отделяла жизнь людей в уютном доме от жизни окружающей среды.
Дверь в избу была небольшая и плотная, такая не давала в долгие зимние холодные дни «выходить» теплу.
Переступив через порог, мы оказываемся в главной комнате дома.
Над порогом висит сухая голова щуки с открытым ртом – это тоже оберег.
Древние карелы-рыбаки верили, что рыбья голова берет на себя, как бы «заглатывая», все недоброе и плохое.
С порога мы видим «красный» или «большой» угол. Его обычно устраивали в дальнем углу избы, с восточной стороны по диагонали от печи. Это была всегда самая освящённая часть дома, обе стороны, образующие угол, имели окна. Чаще всего в угол помещали иконы, чтобы это было первым, что видит вошедший в избу человек. Так же туда ставили последний сжатый сноп, чтобы в доме был всегда достаток. Хранили там и самые дорогие семейные вещи. Обязательным было положить туда огарок рождественской свечи.
В переднем углу устанавливали стол, который назывался «большим». К «большому» столу вдоль стены приставляли еще один стол, который назывался «прямым». Вдоль стен и столов стояли лавки. Лавка, находящаяся в «большом углу», называлась «большая лавка».
В «красном углу» на «большой лавке» чаще всего сидел хозяин дома, и это место называлось «большим». Место считалось очень почетным, и предлагалось почетным гостям. Гость должен был ритуально отказываться от него. Священнослужители садились на «большое» место, не отказываясь. Остальные члены семьи садились за стол в порядке старшинства. Если не все умещались за большим и прямым столами, то к «прямому» под углом ставили «кривой» стол.
За столом обычно сидели, тихо и мирно.
«Стол в доме в чести. За столом либо важные дела вершат, либо едят;
за ним не ругаются, кулаком по столешнице не бьют,
локти не ставят».
Столешница обычно делалась без углов. Скатерть можно было увидеть только по праздникам. На столе всегда стояла соль, ее закрывали только на свадьбу, чтобы никто не смог «наговорить» или «нашептать» чего плохого молодым.
Печь считалась «кормилицей» дома. Сначала карельские печи топились по-черному: чаще всего открытый очаг был у двери, дым уходил в двери или окна. Карелы печи учились строить у русских. Позже стали появляться печи «по-белому». Делали ее из самодельных кирпичей, поэтому получалась она глинобитная, с покатыми стенками, неровными углами. Ставили ее на деревянное опечье. Дно печи называлось «под», устье – печной рот, труба – колпак, так же печь имела «лоб» и «спину».
«Карелии говорят –
от хозяина должно пахнуть ветром,
а от хозяйки – дымом».
В каждой избе можно было увидеть узенькую, как весло, прялку со скромным карельским узором.
«Карельская пряха – коренуха
за свой век не одну хозяйку сменяет».
За разговорами дело шло быстрее. Женщины любили поговорить, занимаясь своим любимым делом.
Ткань изготавливали из льна. Сначала его дергали из земли, затем вымачивали в воде, на стлищах расстилали, на броснухе бросали, трепалом трепали, мялкой мяли, щеткой чесали, мягкую кудель на прялицу привязывали, нить пряли, сучили, сновали, на ткацком станке из неё полотно ткали.
Недаром веретено и прялка – главный и первый подарок для девочки, а работа являлась самой главной до замужества. Часто можно было встретить в доме ткацкий станок.
Главной ценностью у карел всегда были дети! Семья поистине считалась богатой, если во дворе слышался детский звонкий смех. Поэтому одним из главных мест в доме было место с колыбелью (люлькой, зыбкой, колышкой).
Колыбель считалась первым «домом» ребенка, поэтому ее тщательно подготавливали к рождению. Делалась она обычно в виде длинного деревянного ящика или в виде лубяного или овального короба или в виде корзины, плетеной из щепы, дно выкладывалось из поперечных перекладин или состояло из крепко натянутой сетки. Колыбель привязывалась к потолку, от колыбели к полу шла веревка с петлей, одев которую на ногу, можно было раскачивать этот маленький домик ребенка. Постелью служил положенный на дно матрасик или настеленная толстым слоем солома, сено, старая одежда, тряпки. Над колыбелью всегда был занавес, потому что считалось, что ребенок в темноте лучше спит. Занавес прятал ребенка и от чужих глаз. Считалось плохой приметой, если ребенка увидит посторонний человек. Иногда навесом служил сарафан матери, который придавал спокойствие малышу, здоровый сон. В колыбель кладут рожок – для успокоения ребенка, хвостик заячий – подарок отца для увеселения, берестяной мячик – для будущей игры ребенка, куклу без лица – для оберега. Растили детей в послушании и уважении старших, в работе и учении.
Карелы были и остаются приветливыми хозяевами. Всегда почетное место дорогому гостю, всегда самые вкусные угощения на столе, всегда теплая и светлая изба, полная гармонии и мира.
Фото: Надежда Тиккоева