Пробираясь по дорогам вдоль огромнейшего кондопожского завода (Кондопожский ЦБК) трудно себе представить, что где-то вот тут, совсем рядом среди этих заборов и огромных заводских труб находится знаменитый на всю Россию деревянный храм, признанный высшим достижением русской шатровой архитектуры 18 столетия и находящийся под охраной Юнеско.
И вдруг ты видишь эту стать Севера, чувствуешь величие и гармонию с природой, воспетую в молитвах и слезах народа, и понимаешь, что время остановилось, и все на мгновение замерло.
Огромный, необъятный и такой теплый и родной Он стоит над водами Онеги и несет в себе память многих веков.
Успенская церковь расположилась в старинном селе Кондопога на берегу Кондопожской губы на мысе, вдающемся в Чупа-губу. Данная церковь построена в 1774 году. Церковь славится богатой историей. Она имеет три предшественницы.
Первое письменное упоминание о церкви Успения Богородицы в Кондопоге зафиксировано в документе, датируемом 1563 годом, которая была поставлена на общей земле четырех новгородских боярщин .
Церковь-основательница нового – Кондопожского – прихода была возведена в первой половине XVIстолетия, когда составлялись писцовые книги Юрия Сабурова (1496г.) и Андрея Лихачева(1563г.).
Население крестьянское росло, разрастались по округе и землевладения, появлялись новые селения, новый центр требовал основания своего духовного стержня православной жизни – создание нового церковного прихода и обязательное построения храма. Именно поэтому храм называли «ВЫСТАВОЧНЫМ», потому как выставлялся вдалеке от основного центра христианской жизни (храм, удаленный от погоста в Шуе на 50 верст).
Прежде всего, крестьяне обращались с челобитной к архиепископу новгородскому с просьбой разрешить поставить храм с разъяснением удаленности и огромного желания иметь свое духовное место. Всей деревней избирался человек, которому доверяли это сложное дело, собирались общие деньги на дорогу и с благословением отправляли в путь.
После получения благословенной грамоты на разрешение «на то церковное строенье лес ронить и всякой церковной припас готовить» крестьяне могли подготавливаться к важному делу – строительству храма.
Приглашался известный своими работами мастер, которому предстояло важное и ответственное дело. Деньги на строительство собирали «всем миром», поэтому возводили церковь за мирской счет.
Церковь была построена, однако просуществовала она совсем недолго. Вскоре она была сожжена «немецкими людьми». Так из покон веков на Руси именовались чужеземцы, которые чаще всего приходили с недобрыми помыслами из Западной Европы и Скандинавии, сея войнами разрушения и хаос («хоромы пожгли и крестьян побили немецкие люди», «крестьяне от войны сошли безвестно»). Например, особенно пострадало крестьянство на последних этапах Ливонской войны.
Но народ не падал духом и верил в свои силы, молился и жил в вере, и вскоре на месте пепелища появилась новая церковь. В исторических документах прослеживается данное восстановление: летом 1583 году «церковь сожгли немецкие люди», а 1585 году построен новый храм.
Затем последовало Смутное время. То, что происходило в Кондопоге на рубеже XVI– XVIIстолетий нам трудно представить, но известно одно, что крестьянам было нелегко жить в этот период.
При непонятных обстоятельствах церковь перестала существовать. Об этом свидетельствует описание новой церкви в писцовой книге Петра Воейкова и дьяка Ивана Льговского 1616-1619 гг.: «теплая, с трапезою17, верх шатровой».
В описании впервые появились «на колокольне колокола». Как мы видим, церковь преображается, приобретая новое содержание и более детальное построение. Она стала «теплой» - это важная характеристика, потому как в таком помещении службы ведутся даже в холодные зимы. Теперь это важный центр крестьянской жизни, куда идут и во здравие и в болезни, и в дождь и в холод, и в счастье и в горе.
18 век остается для нас загадкой. Как долго просуществовал новый «теплый» храм со звонницей история умалчивает. Были ли построены еще церкви на месте прежней – не известно.
Таким образом, кондопожская Успенская церковь имеет по документированным данным три предшественницы:
1. Самая первая возведена в первой половине XVIстолетия. Она просуществовала всего несколько десятилетий, и нет никаких документов о характере постройки данной церкви.
2. В начале 1580-х гг. построен новый храм. Вторая церковь была клетского типа с тремя алтарями. Она простояло совсем недолго и была сожжена «немецкими людьми» или «литвой и русскими ворами казаками» в начале XVIIвека.
3. Третья церковь была теплая с шатровым завершением, при которой имелись трапезная и колокольня.
Из писцовой книги писца Никиты Панина и подьячего Семена Копылова (1628 г) мы можем узнать некоторое описание третьего храма: «в церкве Божия милосердия образов в тябле: Деисус стоящей, на красках, двери Царские, на празелени. По правую сторону Царских дверей: образ месной Успение Пречистые Богородицы, на золоте, у нее пелена бархатульная; образ месной, на нем писано четыре празника: Рождество Христово, Богоявление Господа нашего Исуса Христа, Благовещение Пресвятеи Богородицы, успение Пречистые Богородицы, на золоте. ... Да в церкве же книг: Апостол, Псалтырь, Часовник, Пролог, Шестодневец, Златауст, Минея опцая, Трефолой, все письменые. Да на колокольнице колокол, а в нем весу четыре пуда, да клепало железное…
А в церкве Божие милосердье образы, и книги, и сосуды церковные, и на колокольнице колокол, и всякое церковное строенье мирское приходцких людей». (РГАДА, ф. 1209. кн. 308).
Четвертая же церковь, известная во всем мире, которая сохранилась до наших дней, появилась на погосте в 1774 году. Её местоположение зафиксировал Л.В. Даль, инспектировавший старинные церкви в Олонецкой губернии в 1876 году. Церковь построена в память о погибших участниках Кижского восстания 1769-1771 годов, в котором принимали участие крестьяне Кондопожской волости.
Л.В. Даль путешествовал не один, а с учениками Академии Художеств, которые посланы были для обмеров заонежских храмов, озабоченные планами возведения храма Христа Спасителя в Москве. К этому визиту олонецкий комитет должен был подготовить список наиболее древних церковных построек губернии. Список был составлен чиновниками из Петрозаводска, которые опросили местных священников и подняли исторический документы с описаниями.
На 98 листах вместилось описание 88 епархиальных церквей ХVI-ХVШ веков и 11 монастырей. О кондопожской церкви написали следующее: «В Кондопожском приходе, на Петровско-Повенецком почтовом тракте деревянная церковь Eспения Богородицы, шатровая, одноглавая, построенная в 1774 году. Над олтарем крыша овальная, над папертью — на два ската. Вход в паперть с двух сторон — северной и южной, по крыльцам 18 ступеней. Длина —12 саженей, ширина — 5 саженей, олтарь 11/2 с[ажени]». (ЦГИА, ф.789. оп.7. д.8).
Дату возведения церкви в 1774 году подтвердило и «Главная церковная и ризничная опись»: «...построена в 1774 году усердием местных прихожан… в вышину 18 сажен… колокольня тож деревянная, осьмигранная, стоит отдельно от церкви на расстоянии 6 сажен, в вышину имеет 18 сажен, главы как на церкви, так и [на] колокольне обиты белым железом»
Изначально церковь не стояла одна, совсем рядом деревянный ансамбль дополняла шатровая колокольня и еще один храм – во имя Рождества Пресвятой Богородицы (1857г).
История всего ансамбля печальна, он так и не смог сохраниться до наших дней. Еще в начале 1930-х гг. колокольня рядом с церквями стояла. С зимнего храма кресты были сняты, но купола сохранили. Об этом памятнике культуры повествует единственная чудом сохранившаяся старинная фотография, находящаяся в краеведческом музее города Кондопоги. Автор снимка не известен, но благодаря ему мы можем теперь представить как выглядел кондопожский погост тех лет.
архивное фото
Из воспоминаний отца Иоанна, последнего священнослужителя, зимняя церковь была посвящена Троице. Троицкая церковь (во имя Рождества Пресвятой Богородице) была обшита вагонкой, выкрашена светлой краской. Она считалось главной, венчали именно в ней.
В 1929 году церковь закрыли. Священник крестил новорожденных у себя дома, укрываясь от преследований.
В 1936 г. в церкви будет клуб, а перед этим здания обоих церквей колхоз «Культура» будет использовать для сушки зерна.
Колокольню разбирают в 1934-1935 годах: поставили около лебедку, трос подняли и зацепили за шатер, стойки подрубили, предварительно сбросив колокола… Самый большой колокол увезли куда-то, другой отправился на скотный двор, как сигнальный. Троицкую церковь, богатую убранством своим, разграбили. Старожилы помнят большую хрустальную люстру, которую сбивали палками, круглые голландские печи, расписной потолок и множество икон.
Успенская церковь, возведенная в 1774 году, могла перестраиваться несколько раз, но об этом мы не знаем, и, возможно, и не узнаем никогда. Место, выбранное для строительства, сложилось исторически, как центр народной духовной культуры.
Сохранившаяся до наших дней церковь – отголосок уникального направления архитектурного деревянного зодчества жителей Карелии. Известно, что церкви, подобные Успению Богородицы строились в Заонежских погостах в конце XVI — XVII веке. В их ряду широко известные Петропавловская на Лычном острове (1620 г.), Варваринская в селе Яндомозеро (1650 г.), Богородицкая в селе Гимрека (вторая половина XVII в.) и множество несохранившихся до нашего времени храмов, например, Никольская в селе Линдозеро (1634 г.), Троицкая на Климецком острове и Святого пророка Ильи в Палеосгровском монастыре, и, конечно же, Преображенская — одна из сгоревших от молнии в 1693/94 г. церквей-предшественниц знаменитого ансамбля на Кижском погосте. Все они объединены одним описанием: «с трапезою, верх шатровой высок» - характерным для Севера типом постройки, имеющее шатровое завершение – «восьмерик на четверике».
Успенскую церковь легко заприметить издалека, она гордо возвышается и видна с разных сторон, как с воды, так и с окрестностей. Её высота – 42 метра, она считается чуть ли не одним из самых высоких деревянных храмов в России. Высокая, но в тоже время воздушная, она парит в небе, отражаясь в лучах солнца Онежского озера. Народные мастера интуитивно прекрасно соединили Успенской церковью два горизонтальных мира: небесный и земной, поставив посередине высокий, тянущийся к небу и стоящий на земле, воздушный деревянный храм.
"Силуэт храма как будто бы зыбко дрожит, как пламя гигантской свечи, зажженной безвестным творцом над водами Онежского озера", - пишет А. Ю.Низовский в справочнике "Самые знаменитые монастыри и храмы России".
С одной стороны легкий и деревянный, небесный, с другой - монументальный и величественный, Успенский храм отражает сущность русского народа. Удивительная простота, выраженная деревом, умиротворенность и спокойствие – в гармонии с природой и окружающим миром, величие и стойкость перед невзгодами – годы упорной борьбы и восстановление разрушенных предков-храмов… Здесь вся Россия, в нем, в этом храме, заключена простая истина и взгляд на мир русского народа!
Вызывает восхищение и интерьер церкви. В просторной трапезной два столба-великана удерживают балки потолка. Притягивает внимание удивительный потолок-небо, состоящий из центрального круга и шестнадцати треугольных икон с изображениями Христа в окружении ангелов. Пятиярусный резной иконостас с подлинными иконами играет главную роль в храме. Широкие, украшенные резными подзорами стоят скамейки вдоль стен.
Его необходимо непременно посетить! Именно здесь между небом и землей, в зеркале воды отражается истинное человеческое лицо. Именно здесь человек обретает гармонию с самим собой и окружающим миром. Соприкасаясь с историей, находясь в пограничном состоянии с миром наших предков, легче всего понять -куда же мы идем, а главное - зачем?
В настоящее время Церковь Успения Пресвятой Богородицы является памятником заонежской деревянной архитектуры и филиалом Кондопожского городского краеведческого музея.
Во время православных праздников в церкви проводятся службы, в основном в летнее время.
По материалам: "Успенская церковь в Кондопоге: день нынешний и век минувший"/ Краевед.10 лет. - Петрозаводск, 1999.
Фото: Надежда Тиккоева