Понедельник, 30 Ноябрь -0001 00:00

Беломорско-Балтийский канал

 Беломорско-Балтийский канал знаменит во всем мире. Это гордость и сила русского народа, а так же и великая трагедия, которая кроется в огромных, толстых стенах инженерных сооружений.

 Беломорско-Балтийский канал знаменит во всем мире. Это гордость и сила русского народа, а так же и великая трагедия, которая кроется в огромных, толстых стенах инженерных сооружений.

Беломорско- Балтийский канал (ББК или ранее Беломорско-Балтийский канал имени Сталина) соединяет Белое море с Онежским озером и имеет выход в Балтийское море и к Волго-Балтийскому водному пути.

 

 

Беломоро балтийский канал карта

 

 

 Важный судоходный объект открывал много возможностей: упрощал грузоперевозки (в первую навигацию было перевезено 1,143 тыс. тонн грузов и 27 тыс. пассажиров, в 1940 году объём перевозок составил около миллиона тонн, что составляло 44 % пропускной способности), сокращал количество затрат времени и средств на преодоление различных путей (путь от Санкт-Петербурга до Архангельска уменьшался в 4 раза и становился речным).

 

 

Беломорско каспийский канал сообщение

 

Канал связывал северную и центральную часть России и Дальний Восток, организовывал новые города с промышленными центрами, являлся грандиозным строительным явлением, которое стало национальной гордостью, дающей выход из Белого моря через Волго-Балтийский канал на Балтику и Каспий (через Волгу), а через Волго-Донский канал в южные моря. ББК существенно увеличивал влиятельность страны на мировой арене, символизируя (в то время) успешность социалистической системы.

Но одной из главных целей строительства канала – это был лес. Лес, в те годы, стал валютным цехом страны, поэтому канал существенно увеличивал поставки данного необходимого сырья.

 

 

Беломорско балтийский канал

 

Сталинский план
«В опубликованных к XVII съезду тезисах доклада т. Молотова и Куйбышева о пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР (1933–1937 гг.):

По водному транспорту должно быть проведено гигантское строительство искусственных водных путей — каналов: Беломорско-Балтийский канал протяжением в 227 километров (окончена первая очередь в первый год второй пятилетки), Москва-Волга канал протяжением 127 километров. Волга-Дон канал протяжением 100 километров, реконструкция Мариинской и Москворецкой водных систем, что вместе с большим объемом гидротехнических работ на действующих водных путях (сквозной путь по Днепру, шлюзование реки Сож, реконструкция Средней Волги) в основном обеспечит реконструкцию водных путей и создание единой водной системы европейской части СССР, связывающей Белое, Балтийское и Каспийское моря» (из книги «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина»).

 

 

Беломоро балтийский канал карта

 

Беломорско-Балтийский канал - чудо рук человеческих. Огромного человеческого труда, терпения и надежды.

Канал начинается у поселка Повенец в Повенецкой губе Онежского озера. За Повенцом идут 7 шлюзов («Повенчанская лестница»), затем между 7 и 8 находится водораздел канала, затем идут следующие 12 шлюзов. Трасса так называемого Северного склона проходит через 5 крупных озер: Маткоозеро (между шлюзами 8 и 9), Выгозеро (между 9 и 10), Воицкое озеро (между 10 и 11), Палагорка (между 11 и 12) и Маткожня (между 13 и 14).

 

 

Заключенные Гулага

 

 

Беломорско балтийский канал

 

Канал был построен в удивительно короткие сроки! Если Панамский канал длиной 80 км строился 8 лет, Суэцкий канал длиной 160 км - 10 лет, то  Беломорско-Балтийский канал в 227 км был построен за три года: с сентября 1931 года по апрель 1933 года (за 20 месяцев).

В строительстве участвовали заключенные ГУЛАГа (Соловецкий лагерь) – это было первое в СССР полностью лагерное строительство. Оно считалось гордостью первой пятилетки, однако, в число «Великих строек коммунизма» так и не вошло. Судоходная ветвь открылась в августе 1933 года.

 

 


Беломорско балтийский канал на карте

 

Канал планировали давно, однако идея его не была столь ярко выражена. Изначально данным путем пользовались паломники, путешествующие к великим Соловецким землям в XVI—XVII веках.

Впервые этот путь появился в «Книге Большому Чертежу» («Книга Большого Чертежа всему Московскому государству»). Это было подробное описание карты всей территории России и соседних государств XVI—XVII веков. Его составили по указу царя Иоанна Васильевича Грозного после 1552 г.  Затем перерисовали в 1600 году вследствие полного износа.  Третье переиздание было в 1627 году - полный свод географических и этнографических сведений о России и сопредельных государствах.

 

Сама идея строительства канала возникла гораздо позже.   Во время Северной войны царь Петр I Великий впервые озвучил планы по развитию в данном направлении.

Но за детальную разработку канала взялись только в XIX веке. Были созданы четыре плана по постройке огромного сооружения. Первый план был представлен Ф. П. Деволаном в 1800 году, второй — проект графа А. Х. Бенкендорфа 1835 года, третий — флигель-адъютанта Лошкарёва 1857 года. За четвертый проект профессор Тиманов канала был награждён золотой медалью Парижской всемирной выставки. Однако правительство не поддержало ни один из проектов из-за дорогой стоимости.

О строительстве канала заговорили снова в 1930 году. Именно  в этот же год 3 июня было принято решение о начале масштабного проекта.  Чтобы работа протекала в быстром темпе изменили и габариты шлюзов, и глубину канала. Габариты камер планировались в 312х20х7 метров, как это предполагалось до этого, а стало всего 133х14,3х4 метра (длина, ширина, глубина).

1 июля 1931 года были рассмотрены первые эскизы, а далее началась работа и проектирование на местности. В конце 1931 года началось непосредственное строительство канала.

В рекордные сроки было построено более 100 сложных инженерных сооружений, было проложено 2,5 тысячи км железнодорожных путей.  Строительство канала велось без каких-либо новейших технических средств. Его строили почти вручную из простых средств: камня, дерева, торфа, грунта. В работе было задействовано более 126 тысяч человек.

 

Книга беломоро балтийский канал

 

Строительство канала возглавлял сталинский нарком Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман. Руководил строительством с 1931 по 1933 год Н. А. Френкель. Именно он предложил систему дешевой рабочей силы заключенных для строительства серьезных объектов, позже его назовут «любимцем дьявола».

 

 

Беломорско балтийский канал

 

Работа заключенных была очень тяжелой. Они работали в любую погоду, питались очень скудно и жили большими группами в бараках. Обычный паек строителя составлял 500 грамм и баланда из морских водорослей.  Чем больше заключенный работал, тем больше он мог получить добавки к обычному пайку. Этот «пищевой режим» был придуман специально для тяжелых работ на канале.

За все время на канале рабочие заключенные выполнили колоссальную работу: выполнили земляные работы объёмом 21 млн. кубометров, соорудили 37 км искусственных путей, перенесли Мурманскую железную дорогу.

К 1 мая 1932 года в строительстве было занято 100 тысяч рабочих, из которых 60 тысяч размещалось в бараках, а остальные жили во временных постройках, подобных палаткам.

 

 

Реконструкция беломоро балтийского канала

 

Их труд начальство пропагандировало, прежде всего, как первый в мире опыт «перековки» трудом самых закоренелых преступников-рецидивистов и политических врагов. Но кроме уголовников в огромную машину «переработки» попали и крестьяне-кулаки, и репрессированное дворянство, и интеллигенция: и философы, и музыканты, и инженеры, и астрономы, и геологи, и краеведы, и духовенство… - так сказать, «вредители» советской эпохи.

Рабочих Беломорско-Балтийского канала называли заключенными красноармейцами, сокращенно - З/К (зэка). Именно после этой великой стройки данное сокращение стали применять в любых других документах к различным заключенным. Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь («БелБалтЛаг»).

 

Книга беломоро балтийский канал

 

По официальным данным во время строительства канала в БелБалтЛаге умерло:

в 1931 году - 1438 заключённых (2,24 % от числа работавших), в 1932 году — 2010 человек (2,03 %), в 1933 году - 8870 заключённых (10,56 %). В день на строительстве могло умирать до 700 человек. Однако количество заключенных постоянно пополнялось, приходящими «этапами».

По разным данным, на строительстве Беломорско-Балтийского канала умерло до 200 тыс. человек.

После окончания строительства 4 августа 1933 года освобождены 12 484 заключённых, сокращены сроки для 59 516 заключённых. Но не все получили долгожданную свободу, многих заключенных отправляли на новую каторгу – строительство других объектов.

 

Всего канал включает в себя 128 объектов, из которых - 19 шлюзов (из них 13 двухкамерных и 6 однокамерных), 15 плотин,  19 водоспусков, 49 дамб, 33 искусственных канала, 5 гидроэлектростанций, 12 водоспусков и несколько более простых сооружений.

Шлюзы канала разделяются на две группы, которые обеспечивают водный путь на северном и южном склонах. Южный склон состоит из 7 шлюзов, создающие напор 69 метров. На северном склоне 12 шлюзов, создающие напор 103 метра. Шлюзы достаточно однотипные: верхние и нижние ворота двустворчатые, камеры подпитываются через короткие обходные водопроводные галереи, расположенные в верхней и нижней головах шлюза. Сначала подпорные сооружения, стены канала, причальные стены были сделаны из деревянных ряжей, заполненных камнями. Некоторые шлюзы проходили сквозь скалы, поэтому стенами, порой, становился естественный рельеф, то есть скальный грунт, выровненные бетоном или облицованные древесиной.

 

Беломоро балтийский канал

 

 

Затем с 70-х годов деревянные элементы были заменены более современными материалами.

Открытие канала, названным в честь вождя - «канал имени Сталина», состоялось 5 августа 1933 года. Но до важного события Великую стройку посетил сам И.В.Сталин, К.Е.Ворошилов и С.М.Киров. Они совершили прогулку на катере по каналу. Однако канал, унесший жизни большого количества народа показался вождю незначительным: «Мелко. Неказисто!» - но в целом, он остался довольным.

 

Реконструкция беломоро балтийского канала

 

17 августа Беломорско-Балтийский канал посетила группа из 120 человек, среди которых были писатели и художники во главе с Максимом Горьким (Алексей Толстой, Михаил Зощенко, В. Иванов, Виктор Шкловский, Ильф и Петров, Бруно Ясенский, Валентин Катаев, Вера Инбер, С. Буданцев, Д. Мирский). Из них 36 писателей позже начали трудиться над памятной книгой - «Беломорско - Балтийский канал имени Сталина» (на 600 страницах).

Книга увидела свет в 1934 году, но уже в 1937 году почти весь тираж был изъят из библиотек и уничтожен по указанию Главлита.

Огромный труд оказался фальшивым. 600 страниц воспевания «прекрасной» и «полезной» идеологической системы, царившей во всей стране. Заключительный аккорд «перековки» народа, счастливый конец Великой стройки. А между тем – сотни тысяч людей пропали надолго в эпохе сталинских лагерей, имен некоторых мы так и не узнаем.

Время прошло. Архивы открыли перед историками страшные секреты. Бумага не краснеет, но взывает: «Чтобы знали, чтобы помнили, чтобы никогда не повторили!»

 

 Материал: Чухин И.И. Каналоармейцы

Координаторы "Карьялан.ру":
E-mail: contact@karjalan.ru
Телефон: +79114217813
При полном или частичном использовании материалов гиперссылка на karjalan.ru обязательна
Copyright © Карьялан 2006 - 2013