Ка́левала (карел. и фин. Kalevala) — карело-финский поэтический эпос. Состоит из 50 рун (песен).
Языковед и врач Элиас Лённрот (1802—1884) потратил долгие годы своей жизни для того, чтобы собрать народные песни (руны), связать их сюжетно и фабульно воедино и выпустить в свет эпос «Калевала», ставший всемирно-известным.
Как и любой эпос, он предполагает борьбу добра со злом. Так и Вяйнямёйнен, Ильмаринен и Лемминкяйнен ( положительные герои эпоса – сказитель, кузнец и охотник) вынуждены бороться с могущественной колдуньей, хозяйкой Севера (Похъёлы) – старухой Лоухи.
Именем Старухи Лоухи назван посёлок на севере Карелии, который является центрообразующим административным ядром Лоухского района на севере Республики Карелия. Кстати, по территории района проходит Полярный круг. Район богат лесами, минеральными и биологическими ресурсами, имеет выход к белому морю.
Лоухи – поселок городского типа, население 6.5 тысяч человек
Есть два варианта – откуда родилось название поселка. LOUHIA -добывать, разрабатывать, взрывать скальные породы – и действительно, население поселка издавна занималось таким промыслом. Другой вариант - более романтичный – от имени или в честь старухи Лоухи, хозяйки севера, темного царства, царства мертвых.
Старуха Лоухи традиционно считается злым и отрицательным персонажем, но в последние годы в начале августа в посёлке Лоухи на берегу озера Лоухское устраивается праздник «Старуха Лоухи — вернём доброе имя», по мысли устроителей которого Старуха Лоухи была не злой ведьмой, а настоящей хозяйкой, радеющей о благе своего народа.
К северу от karjala лежит страна мрака и холода — Похъёла. В этой стране живут злые колдуну и ведьмы. Труд в этой стране не в почёте. Злая и завистливая Лоухи, хозяйка Похъёлы, хитростью сумела завладеть чудо-мельницей Сампо. Она упрятала её в каменную пещеру за девять замков, чтобы мельница служила ей одной.
Герои эпоса – Вяйнемейнен - рунопевец и мудрец, Ильмаринен – кузнец и Леммикайнен – охотник - считают это несправедливым. Они хотят, чтобы Сампо служило всему народу, а не одной жадной старухе. Чтобы вернуть вещь, герои сказания отправляются в Похъёлу. Лоухи созвала своих воинов, но Вяйнямёйнен дивной игрой на кантеле погружает людей Похъёлы в глубокий сон.
Калевальцы достают мельницу из каменной пещеры и везут на своем судне в Калевалу. Но пробудившаяся от сна Лоухи поднимает воинов Похъёлы и устремляется в погоню за калевальцами. Разыгрывается страшный бой, в разгар которого мукомолка падает в море и разбивается на куски. Вяйнямёйнен собирает обломки чудомельницы, засевает ими землю. Калевальцы собирают богатый урожай.
В труде и мире живёт Калевала. Но завистливая Лоухи снова нарушает её покой: она насылает на людей страшные болезни, похищает в неба луну и солнце. В Калевале погибли посевы, обледенели деревья, громадные сугробы снега покрыли землю. И снова герои начинают борьбу за счастье своего народа. Не помогли Лоухи ни стрелы, отравленные змеиным ядом, ни копья со щучьими зубами. Народ Калевалы одержал победу. Луна и солнце снова возвратились на небо, снова народ Калевалы зажил счастливой радостной жизнью.
«Пусть вечно сияет над миром солнце», — сказал мудрый Вяйнямёйнен.
Столетиями жили эти предания. Вместе с ними жила в людях мечта о радостном труде, о счастливой, свободной жизни.