Заинтересованный своей находкой, он в ближайший выходной день отправился в поход вдоль озера. Оказалось, что подобных рисунков - великое множество. Странная «картинная галерея» протянулась на 20 километров. Особенно много изображений оказалось на двух выступающих в озеро мысах - Бесов Нос и Пери Нос.
Через некоторое время на берега Онеги прибыла археологическая экспедиция. Вскоре выяснилось, что изображения (петроглифы), подобные тем, которые обнаружил рабочий, есть еще и на берегу, а также островах Белого моря. Константин Иванович Гревингк и стал первооткрывателем Онежских петроглифов.
Трудно сказать, кто открыл беломорские петроглифы. Потомки поморов, живущие здесь и сегодня, сколько себя помнят, столько и знают об их существовании. В 1926 году на Беломорье приехал студент из Петербурга Александр Александ Михайлович Линевский.
Он собирал разные этнографические сведения. Поморы и показали ему остров с рисунками, переправившись через бурлящий Выг на лодках. А.М. Линевский сразу понял, что рисунки древние. Вернувшись в Петербург, он сделал доклад, и началось научное исследование беломорских петроглифов.Через год сюда приехал известный советский археолог Александр Яковлевич Брюсов.
А в 1936 году другой археолог Владислав Иосифович Равдоникас открыл рисунки на Старой Залавруге.
Петроглифы Новой Залавруги открывали под руководством археолога Юрия Александровича Савватеева «всем миром», но немного позже.
Константин Иванович Лаушкин в 1959 году попытался расшифровать ряд сюжетов в своей публикации "Онежское святилище".
Абрам Давидович Столяр известен по своим историко-генетическим анализам карельских рисунков.
Ростислав Борисович Климов проследил эволюцию наскального изобразительного мира от точных, детальных выбивок до более схематичных и условных.
Продолжаются открытия и в наше современное время… Надежда Валентиновна Лобанова открывает новые петроглифы в окрестностях Белого моря. На Старой Залавруге, где, как считалось, уже все найдено, задокументировано и сфотографировано, только за три последних года открыты сотни новых фигур. Говорят, что у нее особое чутье археолога. Несколько лет назад норвежские коллеги поделились с Надеждой Валентиновной современным способом изучения скальных рисунков — их ищут с помощью черной светонепроницаемой пленки: дневной свет, приникающий снизу, скользит по скале и выделяет все выбивки и выбоины.
«Кембриджцы попросили меня обвести все фигуры на Старой Залавруге. Раньше я брала опубликованный каталог Равдоникаса и, глядя в него, обводила фигуры. Но у меня появилась пленка, и я решила ее опробовать. Тем более что так быстрее, чем смотря в каталог, да и дождь шел. Я забралась под пленку и рисую. А потом заметила: откуда-то спираль взялась, которой не было. Этого не было, того не было… Когда я все нарисовала, то сама себе не поверила! На следующий день все пришлось рисовать снова: дождь смыл весь мел. Я опять под пленку и опять рисую. Трижды дождь все смывал, я трижды все обводила. Так были найдены 284 новых изображения, а известно было 190. Новые сюжеты дали новые трактовки. Раньше считали, что огромные олени были выбитыми самыми первыми. Почему? Простая человеческая логика: они самые крупные, с них всегда начинали исследования. А оказалось наоборот: сначала появились мелкие рисунки, а уже потом огромные олени». (Надежда Лобанова)
Три последних года вместе с Лобановой работают археологи из Кембриджского университета, которые создают виртуальный музей беломорских петроглифов.
Александр Михайлович Жульников в 2008 году на Пери Носе Онежского озера с экспедицией нашли под корнями ели отколотый большой камень, усыпанный лунарными и солярными знаками. Позже, этот камень стал теорией некой «обсерватории» древних людей.
Сегодня беломорские петроглифы известны всему мировому научному сообществу. Здесь работают археологи Швеции, Норвегии, Англии. В России карельские петроглифы изучают сотрудники Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН.
Материал: Лобанова Н.В. Тайны петроглифов Карелии. Петрозаводск, 2005
Фото с экспедициий: Надежда Тиккоева